III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 15. Компетенция органов государственного управления в области регулирования занятости населенияОрганы государственного управления:
разрабатывают меры по реализации структурной, финансовой, кредитной, инвестиционной и налоговой политики, обеспечивающие формирование и развитие рынка труда;
проводят аналитические исследования структуры экономики, прогнозирование состояния рынка труда и положения в области занятости населения, осуществляют государственный статистический учет и отчетность в этой сфере;
разрабатывают и реализуют программы занятости населения;
обеспечивают соответствующие государственные гарантии, а также защиту законных прав и интересов граждан в области занятости;
содействуют созданию дополнительных рабочих мест, улучшению условий труда;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 16. Полномочия Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и его органов на местах в области занятости населенияРеализацию государственной политики в области занятости населения и обеспечение граждан соответствующими гарантиями осуществляют Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и его органы на местах.
Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан:
организует мониторинг состояния рынка труда и на этой основе формирует ежегодные заказы на создание новых рабочих мест в разрезе отраслей и территорий;
разрабатывает и реализует соответствующие рыночным условиям нормативно-правовые акты в сфере регулирования рынка труда и занятости;
оказывает методическую и практическую помощь органам государственной власти на местах и местным органам по труду по вопросам занятости населения;
определяет направления использования средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан (далее — Государственный фонд содействия занятости) для социальной поддержки безработных, создания новых рабочих мест, подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения;
обеспечивает контроль и надзор за соблюдением требований законодательства о занятости населения;
совершенствует систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, нуждающихся в трудоустройстве, в соответствии с реальными потребностями экономики и рынка труда;
реализует совместно с другими министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления меры по обеспечению трудоустройства выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений в соответствии с полученной ими специальностью;
внедряет передовые информационные технологии в процессы трудоустройства, включая создание и постоянное развитие Национальной базы вакансий;
создает современную инфраструктуру и конкурентную среду на рынке услуг по содействию занятости;
проводит информационно-разъяснительную работу среди населения и работодателей по вопросам трудовых прав и охраны труда.
Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Органы по труду на местах:
обеспечивают трудоустройство обратившихся в органы по труду безработных;
оказывают содействие гражданам в подборе подходящей работы, а предприятиям, учреждениям, организациям и другим работодателям — в подборе необходимых работников;
консультируют обратившихся в органы по труду граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;
заключают договоры с учебными заведениями, предприятиями, учреждениями и организациями о профессиональном обучении, переобучении и повышении квалификации неработающих граждан;
обеспечивают регистрацию безработных и оказывают им помощь, включая назначение и выплату пособий;
производят оценку состояния и перспектив развития рынка труда, организуют и проводят его мониторинг и обеспечивают распространение соответствующей информации;
ведут учет граждан, обратившихся в поисках работы, а также свободных рабочих мест (вакантных должностей);
участвуют в разработке и осуществлении программ занятости населения;
осуществляют мониторинг выполнения программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на основе информации, предоставляемой предприятиями, учреждениями и организациями, включенными в указанные программы, а также данных органов государственной статистики;
получают от предприятий, учреждений и организаций информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о характере и условиях труда;
получают от государственных и негосударственных образовательных учреждений информацию об их профиле и специализации, профессионально-квалификационной структуре и численности выпускников;
направляют на предприятия, в учреждения и организации обращающихся в органы по труду граждан для трудоустройства в соответствии с их профессиональной подготовкой и уровнем квалификации при наличии в них свободных рабочих мест (вакантных должностей);
разрабатывают и вносят на рассмотрение органов государственной власти на местах предложения об установлении для предприятий, учреждений и организаций минимального количества рабочих мест для приема лиц, нуждающихся в социальной защите, а также направляют указанных граждан на предприятия, в учреждения и организации для трудоустройства;
заключают от имени предприятий, учреждений и организаций по их доверенности договоры с гражданами о трудоустройстве с предварительной (при необходимости) профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, оплатой стоимости проезда, суточных расходов, а также выдают пособия при выезде на новое место жительства и работы за счет средств соответствующих предприятий, учреждений и организаций;
направляют в установленном порядке безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
распоряжаются в установленном порядке средствами Государственного фонда содействия занятости;
в установленном порядке назначают гражданам пособия по безработице.
Органы по труду на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Услуги, оказываемые органами по труду населению, предприятиям, учреждениям, организациям, другим работодателям, в том числе по информированию о состоянии рынка труда, предоставляются бесплатно.
(статья 16 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 января 2018 года № ЗРУ-456 — Национальная база данных законодательства, 05.01.2018 г., № 03/18/456/0512)
Статья 17. Полномочия органов государственной власти на местах по осуществлению государственной политики в области занятости населенияК полномочиям органов государственной власти на местах в осуществлении государственной политики в области занятости населения относятся:
реализация основных направлений государственной политики в области занятости населения;
принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию общих принципов государственной политики в области занятости населения;
(абзац третий части первой статьи 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ-355 — СЗ РУ, 2013 г., № 41, ст. 543)
разработка и реализация территориальных программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения;
(абзац четвертый части первой статьи 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ-355 — СЗ РУ, 2013 г., № 41, ст. 543)
развитие надомного труда, ремесленничества, семейного предпринимательства;
обеспечение занятости выпускников средних специальных, профессиональных образовательных учреждений и высших учебных заведений;
(статья 17 дополнена абзацами пятым и шестым Законом Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ-355 — СЗ РУ, 2013 г., № 41, ст. 543)
установление минимального количества рабочих мест или резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства граждан, указанных в статье 7 настоящего Закона;
разработка и реализация мероприятий, способствующих стабилизации положения на рынке труда, включая предупреждение массового прекращения трудовых договоров, сохранение действующих и создание новых рабочих мест, организация оплачиваемых временных и общественных работ, определение территорий приоритетного развития.
Органами государственной власти на местах, а также коллективными соглашениями могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему Закону условия и порядок предоставления подходящей работы, регистрации и перерегистрации безработных, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособий по безработице, оплату труда на общественных работах, а также стипендий в период профессионального обучения за счет средств местных бюджетов.
Органы государственной власти на местах могут приостанавливать на срок до шести месяцев решения о массовом высвобождении работников с одновременной частичной или полной компенсацией потерь, вызванных этой отсрочкой, предприятиям, учреждениям, организациям.
Статья 18. Участие работодателей в реализации государственной политики занятости населенияРаботодатели в Республике Узбекистан содействуют реализации государственной политики занятости путем:
выполнения условий договоров и соглашений, регулирующих трудовые отношения;
создания условий для профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников;
финансовых отчислений в Государственный фонд содействия занятости;
участия в реализации программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения;
(часть первая статьи 18 дополнена абзацем пятым Законом Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ-355 — СЗ РУ, 2013 г., № 41, ст. 543)
трудоустройства граждан, указанных в статье 7 настоящего Закона, на рабочие места, число которых устанавливается органами государственной власти на местах, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
См. предыдущую редакцию.
предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), заблаговременной (не позднее, чем за два месяца) информации местному органу по труду о предстоящем высвобождении каждого работника. Порядок и сроки предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест и информации о высвобождении работников устанавливаются законодательством.
(абзац шестой части первой статьи 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г. № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Должностные лица, виновные в несвоевременном предоставлении информации и сокрытии рабочих мест (вакантных должностей) и уклоняющиеся от отчислений в Государственный фонд содействия занятости, несут ответственность в соответствии с законодательством.
За невыполнение решений органов государственной власти на местах по созданию минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите, а также в случае отказа в приеме на работу ранее заявленных лиц, получивших среднее специальное, профессиональное и высшее образование или направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, должностные лица предприятий, учреждений и организаций привлекаются к административной ответственности.
(часть третья статьи 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ-355 — СЗ РУ, 2013 г., № 41, ст. 543)
Затраты работодателей на создание дополнительных рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, сверх установленного минимального количества, а также на профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации этих лиц могут компенсироваться за счет средств местных бюджетов, средств Государственного фонда содействия занятости и иных средств.
Сокращение или ликвидация рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, производится по согласованию с профессиональными комитетами или иными представительными органами работников.
(часть пятая статьи 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ-355 — СЗ РУ, 2013 г., № 41, ст. 543)
Статья 18.1. Участие частных агентств занятости в содействии занятости населенияЧастные агентства занятости содействуют реализации государственной политики занятости путем оказания следующих видов услуг:
подбор работы лицам, ищущим работу на территории Республики Узбекистан;
подбор кадров для работодателей;
трудоустройство лиц, ищущих работу за пределами Республики Узбекистан;
информационные и консультационные услуги в сфере трудоустройства.
(статья 181 введена Законом Республики Узбекистан от 16 октября 2018 года № ЗРУ-501 — Национальная база данных законодательства, 17.10.2018 г., № 03/18/501/2056)
Статья 19. Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населенияПрофессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право:
принимать участие в разработке и реализации законодательных актов Республики Узбекистан и решений органов государственной власти на местах по вопросам государственной политики в области занятости населения;
вносить в органы государственной власти на местах, работодателям предложения о проведении взаимных консультаций по вопросам обеспечения занятости и социальных гарантий населения.
Статья 20. Координационные комитеты содействия занятости населенияС целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на республиканском и местном уровнях создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профессиональных союзов или иных представительных органов работников, ассоциаций работодателей, органов государственного управления и других заинтересованных организаций, представляющих интересы граждан, нуждающихся в социальной защите.
Статья 21. Государственный фонд содействия занятостиДля финансирования мероприятий по реализации государственной политики в области занятости населения и эффективной деятельности органов по труду создается Государственный фонд содействия занятости.
Доходы Государственного фонда содействия занятости формируются за счет:
установленного размера поступлений единого социального платежа;
доходов от размещения временно свободных средств;
иных источников в соответствии с законодательством.
Семьдесят процентов средств Государственного фонда содействия занятости остается в распоряжении органов по труду Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента с последующим перераспределением его между районами и городами, а тридцать процентов централизуется на республиканском уровне.
Направления расходования средств Государственного фонда содействия занятости определяются в соответствующих республиканской, территориальных и других специальных программах занятости населения.
(статья 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 2016 года № ЗРУ-416 — СЗ РУ, 2016 г., № 52, ст. 597)
Статья 22. Организация оплачиваемых общественных работОрганы государственной власти на местах по предложению и с участием органов по труду в целях обеспечения занятости населения организуют проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — на других предприятиях, в учреждениях, организациях.
С гражданами, зарегистрированными в органах по труду и признанными безработными, заключаются срочные трудовые договоры на участие в оплачиваемых общественных работах сроком до двух месяцев с правом их продления.
При выполнении общественных работ гражданам гарантируются оплата труда по выполняемой работе, но не ниже пособия по безработице, увеличенного на пятнадцать процентов, включение времени этих работ в общий трудовой стаж, право на пенсионное обеспечение и выплату пособий по временной нетрудоспособности.
См. предыдущую редакцию.
Порядок организации и финансирования оплачиваемых общественных работ, а также участие в них безработных определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан
(часть четвертая статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 1998 г. № 729-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1999 г., № 1, ст. 20)
Статья 23. Профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации безработныхПрофессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации лиц, зарегистрированных в органах по труду и признанных безработными, может осуществляться в случаях, если:
невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у безработного необходимой профессиональной квалификации;
необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;
безработным утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии.
Профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации безработных осуществляются по направлениям органов по труду в учебных заведениях за счет средств, предусмотренных на эти цели в Государственном фонде содействия занятости.